Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Порядок формирования органов государственной власти - главный критерий государственной формы правления В начале 1990-х годов в Российской Федерации отказались от создания единой системы государственного управления в стране. Это было обусловлено необходимостью учитывать политические процессы, происходящие в стране, особенности экономической деятельности, размеры территории и другие особенности субъектов Российской Федерации. В настоящее время законодатель устанавливает лишь основные принципы организации управления в субъектах Российской Федерации, предоставляя местным органам власти возможность самостоятельно регулировать ряд вопросов. В научной литературе вопросы управления в субъектах Российской Федерации рассматриваются с точки зрения организационного и функционального аспектов.
Выборы высших должностных лиц субъектов РФ в 2023 году проводились в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ [2], Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ [3], Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ [4], а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правовых особенностей выборов главы субъекта РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие конституционно-правовые особенности организации и проведения предвыборной агитации при выборах главы субъекта РФ.
Целью исследования является анализ конституционно-правовые особенности организации и проведения предвыборной агитации при выборах главы субъекта РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть этапы становления института выборов главы субъекта РФ (1991 – 1999 гг.);
2.раскрыть особенности развития института выборов главы субъекта РФ (после 1999 г.);
3.исследовать общие положения организации выборов главы субъекта РФ;
4.дать понятие предвыборной агитации и информирования граждан при проведении избирательных кампаний при выборах главы субъекта РФ;
5.определить право на предвыборную агитацию;
6.дать предложения правового регулирования проблем при проведении предвыборная агитация при выборах главы субъекта РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Авдеев А.А., Белов Д.Ю., Дерхо Д.С., Ирхин И.В., Ким Ю.В., Комкова Г.Н., Комкова Е.В., Конюхова И.А., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Минаева Э.Ю., Османкина И., Стрекозов В.Г., Трушкин С.В., Шаожева Н.А. и другие авторы.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Этапы становления института выборов главы субъекта РФ (1991 – 1999 гг.)
12 июня 1991 года состоялись первые прямые выборы глав трех областей - Московской, Ленинградской (Санкт-Петербург) и Татарстана. Эти выборы совпали с первыми президентскими выборами в России.
22 августа 1991 года, после неудавшегося провала попытки государственного переворота, организованной Государственным комитетом по чрезвычайному положению с целью предотвратить подписание Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал Указ " О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, вместо совета народных депутатов в областях, краях и автономных образованиях создавались новые органы - региональные администрации. Их главы назначались и освобождались от должности Президентом РФ. Эта норма не распространялась на республики, где глава администрации избирался в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов [9, c.102].
24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и постановил провести выборы глав некоторых регионов 8 декабря 1991 года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов отложил выборы до декабря 1992 года, оставив за президентом право назначать глав регионов. Целью моратория была названа стабилизация политической ситуации в стране в период проведения экономических реформ. Запрет планировалось продлить в 1992 году, однако советы ряда областей и краев выступили с несогласием с этим решением. В результате в апреле 1993 года были проведены прямые выборы глав регионов в Красноярском крае и Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях.
17 сентября 1995 года президент Борис Ельцин подписал Указ "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления", в соответствии с которым прямые выборы глав администраций субъектов РФ были назначены на декабрь 1996 года. В качестве исключения три области - Московская, Новгородская и Омская - решили провести выборы в декабре 1995 года.
Однако после выхода Указа глава государства получил ходатайства от глав ряда российских регионов с просьбой разрешить провести прямые выборы раньше декабря 1996 года. С 1995 года почти все губернаторы областей избираются прямым голосованием населения. Последним регионом, где глава исполнительной власти был назначен Указом президента, стала Кемеровская область. В связи с ухудшением общественно-политической ситуации в Кемеровской области 1 июля 1997 года Борис Ельцин освободил Михаила Кислюка от должности главы администрации и назначил на его место Амана Тулеева (прямые выборы в Кемеровской области состоялись в октябре 1997 года) [9, c.104].
1.2.Развитие института выборов главы субъекта РФ (после 1999 г.)
6 октября 1999 года был принят Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (документ утратил силу с 1 января 2023 года в связи с принятием ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ), отменивший право Президента РФ назначать глав регионов и установивший единые правила проведения народных выборов. С тех пор главы субъектов Российской Федерации избираются на основе очередных, равных и прямых выборов при тайном голосовании на срок не более пяти лет. Исключением стала Республика Дагестан, главу которого избирала Конституционное собрание республики [11, c.112].
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ лишал глав регионов права избираться более чем на два срока подряд. Однако в 2001 году в него были внесены поправки, согласно которым срок полномочий губернатора отсчитывается со дня принятия закона. 9 июля 2002 года Конституционный суд РФ признал право некоторых глав регионов избираться на новый (фактически третий) срок. Отсчет срока полномочий губернатора начался в октябре 1999 года. До принятия ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ срок полномочий глав регионов был ограничен двумя сроками, однако главам республик, краев и областей было предоставлено право самостоятельно определять порядок исчисления срока полномочий губернатора.
Отмена прямых выборов в РФ. В 2004 году прямые выборы в России были отменены. Это было предложено президентом России Владимиром Путиным 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане (Северная Осетия). Глава государства заявил о необходимости усиления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил по предложению Президента РФ перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.
11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки к ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ (вступили в силу 15 декабря 2004 года), вводящие новый порядок назначения губернаторов областей. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности на основании утраты доверия, например, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей. В 2004 году кандидатуры губернаторов предлагались Президенту полномочным представителем соответствующего федерального округа. В 2005 году это право было также предоставлено политическим партиям, представленным в региональных законодательных органах [14, c.121].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 52 (часть I). - Ст.8973.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, № 29, ст. 2950
Учебная литература
5. Авдеев, А. А. Предвыборная агитация / А. А. Авдеев, Е. В. Наумова // E-Scio. – 2021. – № 6(57). – С. 513-517.
6. Алмиева, А. А. Предвыборная агитация: проблемное поле для исследования вопросов реализации избирательного права / А. А. Алмиева, С. В. Навальный // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 1. – С. 46-53.
7. Белов, Д. Ю. Предвыборная агитация как часть избирательного процесса, основные виды агитации / Д. Ю. Белов // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 3(42). – С. 565-568.
8. Дерхо Д.С. Порядок принятия и изменения федерального закона // СПС КонсультантПлюс. 2023.
9. Избирательное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Захаров [и др.] ; под редакцией И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 322 с.
10. Ирхин И.В. О некоторых инструментах оптимизации механизма реализации субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 32 - 43.
11. Ким, Ю. В. Избирательное право : учебное пособие для вузов / Ю. В. Ким. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 388 с.
12. Комкова, Г. Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 448 с.
13. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
14. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Конюхова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 391 с.
15. Краснов Ю.К., Шкатулла В.И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.
16. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
17. Минаева, Э. Ю. Стратегии сохранения и отмены прямых выборов глав муниципальных образований в России / Э. Ю. Минаева // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – Т. 31, № 2. – С. 97-117.
18. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
19. Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6. С. 154 - 163.
20. Полякова В.Э. Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2023.
21. Самойлова, М. С. Особенности организации и проведения выборов на территории Республики Саха (Якутия) в Единый день голосования - 2023 / М. С. Самойлова, Е. В. Сибилева // Образование и право. – 2023. – № 12. – С. 45-49.
22. Стрекозов, В. Г. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / В. Г. Стрекозов. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 282 с.
23. Суркова, О. Е. Предвыборная агитация в сети "интернет": проблемы правового регулирования / О. Е. Суркова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 8-4(110). – С. 165-168.
24. Трушкин, С. В. Предвыборная агитация. Избегаем нарушений на практических примерах / С. В. Трушкин // Выборы: теория и практика. – 2020. – № 1(53). – С. 56-61.
25. Чербаева, Г. М. Предвыборная агитация в Интернете / Г. М. Чербаева, К. А. Осипов, Е. З. Суфянова // Colloquium-Journal. – 2020. – № 17-1(69). – С. 55-56.
26. Шаожева, Н. А. Кабардино-балкарские отделения политических партий в региональных и муниципальных электоральных процессах в условиях институциональных перемен (2000-2014 гг.) / Н. А. Шаожева, З. М. Кешева // Научная мысль Кавказа. – 2021. – № 4(108). – С. 71-80.
27. Шульга-Морская, Т. Предвыборная агитация в сети интернет: проблематика и перспективы правового регулирования / Т. Шульга-Морская, Н. Сантос // Право.by. – 2021. – № 1(69). – С. 85-92.